Балтийский центр юридических услуг

Балтийский центр юридических услуг

г. Калининград
ул. Богдана Хмельницкого 59
офис 135

8 (4012) 90-46-62
8 (921) 611-20-10


Конституционный Суд Российской Федерации признал законным привлечение к ответственности за дробление бизнеса

Конституционный Суд Российской Федерации признал законным и обоснованным право ФНС России выявлять схемы, которые позволяют налогоплательщикам получить необоснованную выгоду. Даже, если такая схема изначально была продиктована экономической целесообразностью, как, например, дробление бизнеса. Судьи напомнили всем юристам, бухгалтерам и самим бизнесменам, что правила определения налоговой базы являются для всех одинаковыми, а пренебрежение ими приводит к уголовной ответственности.

Что же произошло?

Конституционный Суд РФ Определением от 04.07.2017 № 1440-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы предпринимателя, обвиняемого в совершении налогового преступления.       Обратившийся в Конституционный Суд РФ предприниматель, который привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, пожаловался в Конституционный Суд РФ на то, что ФНС России в ходе проверки его предприятия усмотрела схему в рациональном, по его мнению, ведении бизнеса. Сотрудники налогового органа, проводившего проверочные мероприятия, указали, что путем искусственного дробления бизнеса, а именно, создания группы взаимозависимых фирм и индивидуальных предпринимателей, заявитель уменьшил базу обложения НДС, налогом на прибыль и единым налогом на вмененный доход (ЕНВД).

Предприниматель оспорил в арбитражном суде решение налогового органа, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, о доначислении предприятию НДС, налога на прибыль и привлечении предприятия к налоговой ответственности.

Однако, Арбитражный суд Волгоградской области, а также вышестоящие судебные инстанции не поддержали позицию предпринимателя. Судья Верховного Суда РФ, отказывая в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра состоявшихся по делу судебных актов, в Определении от 05 июля 2016 года указал, что налогоплательщиком в проверяемый период были совершены действия по умышленному созданию дополнительного звена в цепочке реализации товаров потребителям с целью снижения своих налоговых обязательств путем формального соблюдения действующего законодательства и создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика.

Таким образом, налоговому органу в судах удалось доказать взаимозависимость и аффилированность организации и ее агентов, поэтому в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налогов и привлечении предприятия к налоговой ответственности предпринимателю отказали.

Организация не смогла выплатить доначисленные налоги и ее признали банкротом, а руководителя привлекли к уголовной ответственности. При этом сам бизнесмен настаивает на несовершенстве положений Налогового кодекса РФ, которые не позволяют вести структурированный бизнес. Ведь в его схеме само ООО занималось оптовыми поставками инструментов, а все его контрагенты исключительно розничной торговлей. Включение в налоговую базу средств, полученных от реализации товаров не самой организацией, а ее контрагентами, по мнению заявителя, нарушает нормы Конституции РФ.

Позиция Конституционного Суда РФ.

Судьи Конституционного Суда РФ с позицией предпринимателя не согласились. Они напомнили, что взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, изначально связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права и тем самым - в сферу основных прав и свобод. Сама же уплата налогов является конституционной обязанностью каждого гражданина РФ. При этом налоговые отношения должны регулироваться так, чтобы всем налогоплательщикам были гарантированы равные права и обязанности. Если кто-то уклоняется от исполнения своей обязанности по уплате налогов, законодательством предусмотрены необходимые для возмещения нанесенного государству ущерба, меры принуждения. Органы ФНС имеют полномочия действовать властно-обязывающем образом в пределах своей компетенции, разделяя свободу предпринимательской деятельности и уклонение от налогов. Кроме того, такая свобода должна изначально "отвечать требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционного значимых ценностей", и не нарушать законных интересов других лиц.

Судьи Конституционного Суда РФ сослались в своем документе также и на практику Европейского Суда по правам человека. Этот суд еще в 2009 году указал гражданину Болгарии, что при уплате налогов необходимо соблюдать справедливый баланс между требованиями общественных интересов и защиты прав человека-предпринимателя. Таким образом, ЕСПЧ, как и КС РФ признал, что все попытки злоупотребления системой налогообложения должны немедленно пресекаться государственными органами. В то же время Конституционный Суд РФ напомнил, что проверка законности и обоснованности решений налоговых органов не входит в его компетенцию.

Что рекомендуем?

Проверить организацию и структуру Вашего бизнеса на предмет реалий складывающейся правоприменительной практики и в свете изложенной в настоящей статье позиции Верховного и Конституционного Судов РФ.

Что следует ожидать?

Полагаем, что следует ожидать проверок бизнеса налоговыми органами с точки зрения выявления схем по дроблению бизнеса, созданием искусственных цепочек (в виде дополнительно встраиваемых в структуру бизнеса ООО, индивидуальных предпринимателей), связанных с поставками и реализацией товара, оказанием услуг.